Запросить консультацию

"Неправда, что в колхозах мало платят. Городские просятся". Как под Могилевом пахали на скорость

«Черная акула», «Тигрица», «американец» без имени и еще 19 тракторов, словно драконы с блестящими хвостами, 2 часа гоняли по полю под Могилевом. Первоклассные механизаторы боролись за право называться лучшим пахарем региона и соревновались в скорости и качестве вспашки. Однако исключительно мужской конкурс с завидным главным призом — плюс 40% к зарплате в течение года! — был спокойным и дружелюбным: ни злобы, ни зависти. Только крепкая рука дружбы и профессиональная солидарность.

Областной конкурс пахарей проходил во второй раз. Прошлогодний показал: соревнования нужны. Председатель обкома профсоюзов работников АПК Виктор Гейдель пояснил: «Не все механизаторы, особенно молодые, знают тонкости своей работы. Например, нужно уметь тонко и четко настраивать плуги. Здесь они учатся, и мы видим, что после прошлогоднего конкурса качество вспашки действительно улучшилось».

Под палящим солнцем во влажной дымке 22 трактора выстроились ровными рядами. Плуги, словно щетинистые хвосты драконов, отбрасывали блики. Рядом с гигантами — энергонасыщенными тракторами МТЗ-3022 — совсем крохами смотрятся МТЗ-1221. Но и эти «малыши» через час с легкостью переворачивали пласты земли 4-корпусными плугами.

Виктор Гейдель пояснил, что проводить сейчас, в разгар уборочной кампании, конкурс среди пахарей весьма логично и удобно — уже начинается подготовка к севу озимых культур. А между вспашкой земли и севом должно пройти определенное время — так требует технология.

konkurs_pakharey_26072016_mogilev_2-14.jpg

До начала конкурса — полчаса. Механизаторы не отходят от своих тракторов: осматривают, совещаются между собой, кто-то травит анекдоты. Некоторые бегают в зону, отведенную для курения, — нервничают.

Механизатор СПК «Восход» Денис Цыпляшов внешне спокоен, но признается, что нервозность присутствует — хочется победить. «Призы хорошие. За первое место обещали выплачивать по 40% к окладу на протяжение года. Поэтому не могу сказать, что главное в этом конкурсе — участие», — смеется конкурсант.

Свой МТЗ-3022 Денис ласково называет «Тигрицей», потому что «моща чувствуется — 300 „лошадей“ все-таки». На конкурс он приехал на тракторе своим ходом, дорога заняла ровно час. «Да потихоньку травил — 160 км/ч всего», — шутит механизатор и говорит уже серьезно: ехал «пятьдесят», трактор при этом «звенел».

О своей «рабочей лошадке» механизатор с 10-летним опытом отзывается с теплотой. Говорит, за рулем ему комфортно. Есть кондиционер, хорошие освещение, обзор и шумоизоляция. Есть магнитола с радио и USB-выходом. При этом Цыпляшов рассказывает, что трактор приходится часто перебирать. «Ходишь тогда весь в масле, мазуте — только глаза белеют, — смеется Денис. - А вообще, тяжело его ремонтировать. Чтобы раскатать его (разобрать полностью на запчасти для ремонта. — Прим. TUT.BY), нужно 3 дня на подготовку и человек пять помощников, плюс — один „главнокомандующий“. Скатать обратно — еще 3 дня».

Механизатор говорит, что белорусские тракторы при всех своих положительных сторонах сходят с конвейера «сыроватыми». По его мнению, производитель должен доработать коробку, электронику, усилить ходовую часть.
«Я видел и новый трактор, 45-й, на фото, видео в интернете. Этого достаточно, чтобы сказать, что трактор красивый, модный, современный — но только с виду. Какой он в работе, я уже догадываюсь — такой же сыроватый, как и остальные», — полагает Денис, но считает, что его можно доработать.

Еще до начала конкурса механизатор сделал, что хотел: сравнил свой «агрегат» с остальными и вынес вердикт — нужно его доделать. «Это мелочи, которые на пахоте не сказываются, но нужно будет поменять кое-что, потому что в следующем сезоне может обернуться поломкой», — пространно объяснил он.

И вот организаторы собирают всех перед импровизированной сценой. Солнце жарит нещадно, но конкурсанты, похоже, к этому привычны — будто не обращают на жару никакого внимания. Механизаторы наугад выбирают номера, выслушивают инструктаж и условия конкурса, после расходятся — есть еще 15 минут.

Около столиков рядом с полевой кухней переговариваются: «Вон там, видишь, победитель прошлогоднего конкурса, Козюлько. Шустрый малый! Работает — загляденье: ровно, быстро, ювелирно. Нужно будет у него совета спросить».

Павел Козюлько, механизатор ОАО «Новобыховский», за рулем трактора уже 11 лет. Сколько гектаров полей за свою работу вспахал и засеял, не считал. Секрета в прошлогодней победе, говорит, нет — просто опыт.

«Учиться этому нужно, и не в университетах, а на поле — считает он. — Пакуль руки сам не пазбиваешь, не научишься. Ну и технику нужно любить. И чтобы руки заточены были как нужно».
Павел стал механизатором сразу после школы — с 17 лет начал работать. Говорит, что с трактором тоже нужно разговаривать. «И ласково надо с ним. А иногда и матюкнуться стоит», — смеется он.

Судейства, говорит, не боится. Его работу тоже регулярно проверяет агроном. «Если хорошо вспахал, премии дают. Нормальные премии — торт купить можно, — улыбается он. — Если плохо вспашешь, ругают, конечно, и кроме голой зарплаты ничего не получишь. А вообще, неправда все это, что в колхозах мало платят. Может, только в плохих. А работящий человек всегда будет с деньгами».

О своем МТЗ-3022, на котором работает, Козюлько говорит буднично: «Ему 8 лет, трошки ломается, но главное — вовремя техобслуживание делать и ремонтировать».
На фоне алых энергонасыщенных «белорусов» выделяются два не менее грозных трактора зеленого цвета. Это — «американцы» John Deere. Один — из «Зари», второй — из «Родины». Когда все машины начинают заводиться, лишь из труб этих двух не идет черный дым.

konkurs_pakharey_26072016_mogilev_2-18.jpg

Механизатор «Родины» Сергей Казаков аккуратно клеит на лобовое стекло своего зеленого иностранца лист бумаги с цифрой семь. Говорит, работает на John Deere 8 лет. За это время лишь один раз делали капремонт двигателя. «В 250 млн (25 тыс. деноминированных рублей) обошелся — думаю, для этого трактора немного, учитывая, что „Беларусы“ каждый год ремонтируют и по 100 млн рублей платят, — со знанием дела говорит конкурсант. — Ну и в течение года меняли что-то по мелочи — датчик какой-то. Но трактор не простаивал ни разу».

В отличие от своих коллег, Сергей своей рабочей технике имя не дал. Смеется: «Обычно имена придумывают тем машинам, которые ломаются». 

На «американце» работает только Казаков — так заведено в хозяйстве: за каждым механизатором закреплена своя единица техники. Сергей свой трактор хвалит: «Все есть для удобства водителя: навигация, кондиционеры, сиденье регулируется на 360 градусов и освещение такое, что ночью можно иголки собирать. Например, осенью темнеет рано, и механизаторы на белорусских тракторах в 17.00 по домам разъезжаются, потому что уже не видят ничего. А я и до ночи могу работать».

Механизатор говорит, что был случай, когда в разгар сезона пахоты в хозяйстве одновременно сломались два «Беларуса». Ему пришлось их заменять и работать 2 недели подряд в 2 смены. John Deere было все ни по чем, он и в 3 смены мог пахать, а вот найти себе замену Сергей смог с трудом. В итоге за руль «американца» сел его отец — тоже опытный механизатор, который уже вышел на пенсию.
«Второй человек не смог нормально настроить плуги — пришлось отца просить подменить», — объясняет он.

Не так давно Сергей получил заочно юридическое образование — хотел сменить специальность, но остался в колхозе. «Хозяйство у нас хорошее, председатель нас не обижает никогда. Тот, кто работает хорошо, и зарплату хорошую получает. Можно до 20 млн рублей получить, если будешь стараться. Председатель нам так и говорит: „Заработаем — будет зарплата“. А вот в городе, я слышал, проблемы с работой — настолько, что к нам, в агрогородок Вишово, городские приезжают и на работу просятся».

Команда — по машинам. Заводятся двигатели, тракторы расползаются по своим участкам. Механизаторы ловко лавируют, становятся на исходную. Судьи размечают участки и машут — старт!
Контролировали качество вспашки — глубину, прямолинейность — студенты и преподаватели БГСХА, а также специально созданная областная комиссия.

Домой все пахари увезли дипломы и наборы ключей — подарки от профсоюза. А победители будут ждать свои +40% к зарплате ежемесячно за первое место, 30% к зарплате единоразово — за второе и 20% единоразово — за третье. Впереди — долгий сезон жатвы, посев озимых, подготовка техники к зиме. Отдохнут механизаторы разве что в декабре.

В номинации «МТЗ-1221 с 4-корпусными оборотными плугами» победил Виктор Рудько из КСУП «Жиличи» (Кировский район). Второе место — у Александра Павлютина из ОАО «Ботаево» (Хотимский район), третье -у Александра Тихонкова из ОАО «Володарский» (Быховский район). В номинации «МТЗ-3022 с 8-корпусными оборотными плугами» лучшим пахарем стал Николай Кубриков из ОАО «Леснянский Агро» (Славгородский район). Немного не дотянул до золота на своем «американце» Сергей Казаков из СПК «Колхоз «Родина» (Белыничский район). Замкнул тройку лидеров в этой номинации Василий Паршев из ОАО «Тишовка» (Могилевский район).

Читать полностью: http://news.tut.by/society/505784.html

konkurs_pakharey_26072016_mogilev-7.jpg